Примерно в середине церемонии закрытия Олимпийских игр 2024 года в Париже в воскресенье (11 августа) — после того, как парад спортсменов триумфально проследовал на стадион «Стад де Франс», чтобы отметить завершение летних Олимпийских игр 2024 года — группа Phoenix сгрудилась под землей в ожидании своей очереди.
«Обычно закулисные зоны могут быть печальными местами», — говорит Лоран Бранковиц из Phoenix, играющий на гитаре и клавишных, . «Обычно вы видите только охранника, ожидающего окончания смены, и парня, раздающего бутылки с водой. Но в этот раз все было прекрасно. Выглядываешь и видишь свет, дымку и людей в костюмах. Мы могли видеть, как танцоры прыгают прямо над нашими головами. Это была муравейник, полный людей, которые были действительно счастливы».
Орды волонтеров, артистов и спортсменов собрались, чтобы помочь Парижу попрощаться с 19 днями мирового внимания. Вместе с ними в поездку отправилась группа артистов, чтобы помочь подготовиться к Олимпийским играм 2028 года в Лос-Анджелесе: HER исполнила национальный гимн США со стадиона, а Билли Айлиш, Red Hot Chili Peppers, Snoop Dogg и Dr. Dre выступили вживую на месте из Лонг-Бич, Калифорния.
Среди представителей Франции были французский певец Захо де Сагазан и танцор Артур Кадре, а также Phoenix, одна из самых популярных музыкальных групп страны за последние два десятилетия. (Они изначально образовались в соседнем Версале в 1995 году.) Но если для подготовки Олимпиады обычно требуются годы сложного планирования (подготовка к Парижу началась еще в 2017 году), у Phoenix было всего около двух недель, чтобы подготовить то, что в итоге составило 20-минутный сет.
«Мы знали, что нас рассматривают, и в какой-то момент нам впервые предложили выступить на церемонии открытия», — говорит фронтмен Томас Марс о первоначальном планировании, которым руководил креативный директор Томас Джолли (который также спланировал церемонию открытия 26 июля). «Мы говорили им, что, что бы им ни понадобилось, мы с удовольствием примем участие», — говорит Марс. «Олимпиада оказывает такое давление, которое в какой-то степени подходит для музыки».
В то время как мокрая от дождя церемония открытия, как известно, завершилась участием таких звезд, как Леди Гага и Селин Дион, Финикс не получал известий до конца июля о том, что планы изменились, чтобы группа заняла видное место во время грандиозного финала игр. «Мы думали: «Это подарок или мы собираемся выставить себя дураками?» Марс размышляет о получении всего двухнедельного предварительного уведомления. «Единственное, что они сказали нам, — устроить шоу для спортсменов, которые, вероятно, будут в восторге».
Одним из первых важных решений было пригласить множество коллег-артистов и друзей, чтобы завершить их сет. «Мы связались с несколькими людьми, и для некоторых это не сработало, потому что они были в туре», — говорит Марс. В конце концов, они успешно привлекли Эзру Кенига из Vampire Weekend, французский дуэт Air, камбоджийского рэпера VannDa и франко-бельгийскую поп-певицу Angèle. В момент замыкания круга они также пригласили электропоп-исполнителя Кавински исполнить его песню 2010 года «Nightcall», трек, который Марс изначально попросил спеть до его релиза. «Продюсер этой песни, Ги-Мануэль де Омем-Кристо из Daft Punk, первым связался со мной, когда он ее сделал, и попросил присоединиться, но у нас есть правило, что мы не занимаемся музыкой за пределами Феникса», — говорит Марс. «Поэтому, когда мы связались с Кавински, я подумал: «Какую часть я изначально должен был спеть?»»
В сете Феникса также был незапланированный момент, когда сотни спортсменов в волнении ворвались на сцену, разбив светодиодные экраны и заполнив пространство по пути. «Когда мы увидели всех, мы поняли, что происходит что-то незапланированное», — вспоминает Бранковиц. «Но это оказалась идеальная ситуация для живого выступления. Это был очень радостный хаос».
Однако некоторое беспокойство все же было. «В глубине души инженер-строитель во мне думал: «Выдержит ли эта сцена 800 мускулистых спортсменов, синхронно прыгающих на ней?» Но организаторы справились с ситуацией и сумели очистить сцену, не создавая никакой драмы».
Марс тоже не смог сдержаться, в какой-то момент прыгнув в толпу и поднявшись наверх. «Я спросил продюсеров, могу ли я, и подумал, что они скажут нет из-за безопасности, но они были полностью в игре», — говорит Марс. «Все американские спортсмены фактически собрались в одной секции, поэтому, когда мы исполнили «1901» (песню, которая помогла группе прорваться в Штаты), американцы были очень воодушевлены. Один парень даже вручил мне свою золотую медаль и хотел, чтобы я ее надел, но в долю секунды я подумал, что надевать ее будет неправильно. Герои — это спортсмены, но это был прекрасный обмен». По пути Марс поднял палец в воздух в знак уважения Филиппу Здару, французскому продюсеру, который работал над «1901» и скончался в 2019 году.
После Финикса (и нашумевшего трюкового прыжка Тома Круза с крыши стадиона) фокус переместился на Лос-Анджелес в сегменте, подготовленном продюсером Беном Уинстоном Fulwell 73, группой, известной своей недавней работой на премии Грэмми. Производство началось на прошлой неделе на побережье Бельмонт в Лонг-Бич, куда прибыло множество грузовиков и сотни сотрудников. Это было настолько секретно, что многим сотрудникам даже не сообщили заранее, над чем они работают. Лос-Анджелесская часть началась около 14:00 по тихоокеанскому времени, в ней приняли участие некоторые из крупнейших музыкальных коллективов города, включая Билли Айлиш, которая исполнила свою последнюю песню «Birds of a Feather» в сопровождении брата Финнеаса.
Когда действие перенеслось в Париж, грандиозным финалом стало выступление французской певицы Изольды, напевавшей эмоциональную версию хита Фрэнка Синатры 1969 года «My Way». Это был смелый выбор, учитывая, что песня имеет французское происхождение; ее сочинил Жак Рево, и изначально она называлась «Comme d'habitude», пока Пол Анка не придумал ее ныне культовый английский текст, специально написанный к уходу Синатры на пенсию.
«Несколько недель назад мне конфиденциально сообщили, что они, возможно, покажут «My Way» в рамках шоу», — рассказал Анка о звонке от организаторов, чтобы предупредить автора. «У песни было много жизней, и она очень много значит для Франции. Я подумал: «Ух ты! Если они справятся, это будет очень круто». В это время наступила радиотишина, пока он не посмотрел ее дома, как и все остальные. «Я уважал ее интерпретацию и думал, что она была потрясающе оркестрована, и к концу я подумал, что она действительно надрала задницу», — говорит Анка. «Мне также нравится, что они выбрали исполнительницу женского пола, потому что обычно ее поют мужчины. Но учитывая, что значат Олимпиады и через что проходят эти спортсмены, закончить игры с «My Way» было одним из лучших моментов, которые у меня когда-либо были с этой песней, не говоря уже о моей карьере».
Когда все было сказано и сделано, и зрители разошлись, исполнители не могли не остаться и не впитать момент. «Стадион был в нашем распоряжении», — говорит Марс из Phoenix. «Все, кто участвовал в создании шоу, просто бродили вокруг и оставались до позднего вечера». На самом деле Марс сравнивает их олимпийское выступление с их звездным дебютом Saturday Night Live в 2009 году, который, по их словам, был самым значимым выступлением в их карьере. То есть до вчерашнего вечера.
«Люди спрашивают, что дальше, и единственное, что еще может быть, — это выступить в выпуске SNL, посвященном 50-летию, если его слушают сильные мира сего», — говорит Марс, подмигивая в сторону предстоящего выпуска, посвященного годовщине шоу в феврале. «Но на самом деле выступление на Олимпиаде было похоже на то, когда у тебя есть ребенок. Ты возвращаешься и не можешь спать, ты просто так взволнован. Вот насколько это было хорошо. Это можно сравнить с рождением ребенка».